четверг, 31 июля 2014 г.

Сомнительное детское счастье или холодность души.

Попадались мне сведения о приобретенной профессиональной деформации личности, и почему то кажется, что подобные отклонения, в какой то мере присущи и детям военных офицеров (ни в коем случае не хочу ни кого обидеть) . Уточняю, что я имею ввиду детей тех военных, кто служат на одном месте год, два, а потом назначаются на новое место, в другой гарнизон, переезжают, а семьи вместе с ними.
Мне вот посчастливилось за 10 лет поучиться в 7 школах. Сомнительное детское счастье, я вам скажу.
Наблюдая за часто переезжающими детьми, я заметила два встречающихся отклонения, которые становятся особенно видны, когда люди вырастают.
Первое - это отношение к дому
Второе- это отношение к людям. Степень доверия и привязанности к ним.
Наверное с первым понятнее всего. Частные переезды либо начисто отбивают у ребенка понятия “Дом и уют”. Либо наоборот, заставляют человека бешено стремиться иметь свой уголок, который он с маниакальной страстью содержит в порядке и красоте.
Лично у меня долго не было ощущения своего Дома. Даже когда появилась своя квартира , все равно не было. Только когда сделала ремонт сама, то есть сама выбрала обои, мебель,только тогда потихоньку стало приходить ощущение, что это мое... Появилось желание как-то это украшать и улучшать. Но тут мы уехали в Канаду :)
С отношениями все гораздо сложнее.
Но и тут я часто вижу те же две крайности. Люди, которые залипают на других, привязываются к ним, охотно демонстрирующие свои чувства и полная противоположность им. Люди, производящие впечатление эмоционально холодных, безразличных, не особо проявляющих инициативу в отношениях, будь то дружба или любовь. А все почему?
Потому что переезжать каждый год на новое место это очень трудно. Трудно и больно. Встречи и расставания. Хотите я расскажу вам только про один мой переезд? Только один? А их было 7…
Так получилось, что в 7 класс мы переезжали в середине сентября, учебный год уже начался. С одной стороны это было хорошо. Почему?
Не смотря на ранние переезды и многочисленные смены детских коллективов я росла очень стеснительным ребенком. Для меня было мукой адской пойти и спросить время у незнакомого человека. Родители считали, что стеснительность это то ли недостаток, то ли притворство, и тренировали меня…
И тут, только представьте, 1 сентября, линейка, пред вами куча совершенно незнакомых девочек и мальчиков. Я помню это ощущение, как перед прыжком с вышки в очень холодную воду. И надо сделать первый шаг. Правда, Мама меня всегда спрашивала «Тебя познакомить?». Но я отчаянно мотала головой и кидалась как в омут с головой. И правда, через пол часа уже бегала с новыми друзьями. Благо в гарнизонах всегда очень маленькие классы, человек 12, максимум15.
Возвращаясь к 7 классу. Переезд в середине года отличается тем, что тебя приводят на урок. И тут уже сами дети приходят к тебе знакомится. Так что с одной стороны это легче, с другой тяжелее, потому что у них уже установились свои «группы по интересам», и тебе только предстоит туда влиться.
Это был 1987 год. Переезжали в город Ржев. Мы с папой отправились на 5 дней раньше на машине, а мама с бабушкой должны были приехать позже на поезде.
Папе уже дали квартиру. Как сейчас помню, папа купил туда новый красивый темно оранжевый ковер, новую люстру, магнитофон на бобинах.
А утром я пошла в школу. И начался ад…
Гарнизон располагался в городе и назывался почему то Порт, может быть от слова аэропорт. Школа тоже была в городе. Пешком от моего дома до школы было минут 20. Немножко непривычно, обычно до школы было максимум минут 5.
После всех формальностей, оформления, меня привели в класс, была алгебра, контрольная, и посадили за 5 парту.
Первый шок. В классе 42 человека. Это после 12 человек в предыдущей школе ( и примерно сколько же во всех других).
Контрольную я решила, и себе и соседу по парте, прозвенел звонок, ко мне стали подходить люди, что то спрашивать, представляться, а у меня только одна мысль, Как же я всех смогу запомнить? и следом…И где будет следующий урок, как найти туалет?
Школа мне показалась огромной. Я боялась потеряться. Но хуже всего, мне казалось, что на уроке стоит такой гвалт, что я абсолютно не слышала учителя.
Домой я пришла совершенно разбитой. Легла на пол на новый ковер под новую люстру, включила новый магнитофон и плакала часа два. Мне хотелось вернуться в мой уютный маленький мир, где все друг друга знают, и учителя и ученики, где тихо и спокойно.
Но наутро я снова отравилась в школу. Мне показалось, что шум на уроках стал еще громче. Оказалось, что у нас в классе есть два близнеца Саша и Сережа. Учителя их постоянно путали, а дети различали совершенно четко, что доводило меня до паники, но почему, все различают, а я нет?
Вернувшись домой я стала думать о том, как можно сломать руку или ногу, чтобы не ходить в школу… Голов болела отчаянно… Спать не могла, мне казалось, что шум преследует меня даже во сне.
Я чувствовала себя такой одинокой и потерянной…
У меня никак не получалось влиться в коллектив. Наших «портовских « было немного. Они дружили своей компанией и не желали новеньких. Городские же не воспринимали «портовских».
И новый день. Кажется урок биологии… Меня вызывают к доске. Урок я выучила, но так некомфортно выступать перед множеством довольно чужих глаз. Кто то смотрел с любопытством, кто то не очень доброжелательно, кто-то откровенно скучал. И вдруг , со второй парты , как лучик солнышка такой добрый, такой открытый взгляд.
Мне вдруг показалось, что кто то протянул мне руку помощи. Стало вдруг так легко. Как за спасательный круг я зацепилась за этот взгляд, за эту улыбку. Ответила на урок.
И сразу после звонка мы познакомились с Катей. Рыжей девчонкой с кучей веснушек. И кажется весь целый год расставались только на ночь
Сама того не подозревая она меня спасла. Жизнь в школе потихоньку наладилась. Я поняла принцип действия школы, пересела на вторую парту, запомнила, где и что находится, как и кого зовут. И да, близнецы оказались абсолютно не похожи друг на друга. У них был совершенно разных характер, который и придавал лицу совсем разное выражение, что и делало его непохожим, и потом я искренне не понимала, как же я могла находить их одинаковыми.
С Катюшкой мы проводили все свободной время, делились всеми секретами и мечтами, делали уроки, гуляли и занимались спортом, по часу расставались, когда надо было идти домой, а потом… прошел год и мне надо было уезжать… далеко… в Алматы…
Я уезжала на поезде до Москвы. Мы долго стояли на перроне, болтали о всякой ерунде, обещали писать друг другу письма, потом проводница загнала меня в вагон.
Поезд тронулся. Потихонечку. Мы улыбались и махали друг другу. Катя шла за вагоном. Поезд набирал ход. Она побежала. У меня полились слезы.. Перрон закончился. Спотыкаясь Катюшка пыталась бежать за поездом м и плакала. Я рвалась из вагона. Катька упала. Меня уводили в купе. Я слышала как она кричала в полный голос . Я плакала в вагоне.

После Ржева я сменила еще 2 школы, потом институт, и даже вот страну поменяла, но вот так и не забыла эту боль… когда расстаешься с близким человеком…
Поэтому, как мне кажется, у многих детей военных и есть такая кажущаяся холодность души, не приближаться слишком сильно… чтобы не расставаться… это слишком больно…

12 комментариев:

  1. Это одна из лучших твоих публикаций
    теперь многое становится понятнее

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Дим... Интересно, что понятнее :)

      Удалить
    2. ты становишься чуть-чуть понятнее:(

      Удалить
  2. грустная, но красивая история...

    ОтветитьУдалить
  3. Очень знакомо... у меня было 10 школ за 10 лет...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ничего себе, Миш... ты меня обогнал по количеству школ... никогда не рассказывал об этом...

      Удалить
    2. как-то случая не было... :)

      Удалить
  4. Леночка, читала и плакала.я тебя очень хорошо понимаю,хоть я сменила четыре.меня всегда спасала фраза,услышанная в детстве - все звери разные и люди разные. Обнимаю тебя !

    ОтветитьУдалить
  5. Леночка,статья супер,слезы градом лились. Воспоминания нахлынули,не помню что я упала,только помню твою красную рубаху,удаляющийся поезд.Помню тебя первй день в школе, держалась ты молодцом, не написала бы никто бы не догадался что творилось у тебя в душе. Сейчас моей дочке предстоит пойти в новый 7 класс. Я ей тебя ставлю в пример, очень часто про тебя рассказываю.Крепко тебя обнимаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот же время летит. Но время не властно над воспоминаниями, Катюша! Спасибо, что помнишь...

      Удалить